Статьи Merchsan
Статьи Merchsan

Почему не совпадает цвет на экране и при печати?

А вы замечали как отличаются картинки на мониторах телефонов и компьютеров от тех, что на бумаге, акриле или других поверхностях распечатаны?

Почему так происходит?
В основном это связано с тем, что излучаемый из монитора свет ярче и насыщенней, чем отраженный от бумаги (или другого предмета) свет естественного или искусственного освещения.

Также, в зависимости от настроек монитора, цвета могут передаваться по-разному, и чтобы увидеть, как окончательно будет выглядеть изображение при печати, нужно заказывать цветопробу.
Но есть еще одно объяснение этой особенности потери яркости цвета при печати:

Вся соль в двух разных цветовых моделях, которые используются для мониторов и печатных машин. Для экрана это модель RGB, для печати — CMYK.
  • Палитра RGB полностью основана на оттенках трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Новый цвет получается при помощи смешивания.
  • Модель CMYK основана на четырех цветах: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow), черный (Key Color). Получение новых цветов достигается не смешиванием составных, а нанесением один на другой слоями!

Может показаться, что сильной разницы нет, но на деле она значительна. Грубо говоря, при печати вашего изображения на бумагу наносится слой одного цвета, затем другого, затем третьего…Так оттенок на печати часто получается как бы «приглушенным».

Цветовая модель RGB существенно шире модели CMYK! Монитор может «показать» вам такие яркие оттенки, который вы никогда в жизни не встретите в природе. К тому же, в отличие от светящихся пикселей на мониторе, капли тонера, попадая на бумагу, высыхают и тускнеют (впитываются).

Мониторы используют технологию RGB

В палитре RGB при смешении всех трех основных цветов получается белый, черный — это отсутствие цвета. В CMYK черный — сумма смешения всех четырех цветов, отсутствие цвета на выходе дает цвет бумаги (поверхность без печати).

Принтеры при печати используют технологию CMYK

На итоговый цвет в напечатанном тираже также могут влиять следующие факторы:

  • вид поверхности (фактура, покрытие), по которой производится печать;
  • цвет и белизна материала (на белом, прозрачном и на молочном материале краски будут выглядеть по-разному, на темном, цветном и часто прозрачном печатается белая подложка);
  • влажность воздуха в помещении, где производится печать (за этим должен внимательно следить технолог, есть определенные рекомендации);
  • исправность печатной машины (здесь очень много параметров! за этим тоже должна следить типография);
  • сбитые цветовые настройки монитора у пользователя (за это уже типография ответственности не несет, цветовые настройки монитора, на котором создается макет, должны быть правильно отрегулированы);
  • техническое состояние монитора (возможно, он стар и выцвел);
  • искажение восприятия цветов человеческим глазом (это уже физика процесса, монитор сам излучает свет, а поверхность напечатанного изображения его только отражает, к тому же размер точек (пикселей) в изображении на мониторе и запечатываемой поверхности разный).

Как откалибровать монитор?

Калибровка монитора — настройка относительно неких эталонных параметров, которые указаны в спецификации к оборудованию.

В цветопередаче участвуют следующие параметры монитора:

  • яркость и контрастность,
  • гамма,
  • люминофоры,
  • точка белого.

Для калибровки необходимо:

  • оставить монитор включенным не менее чем на полчаса (так он прогреется и будет давать свою стабильную цветопередачу);
  • проверить, чтобы монитор работал в режиме отображения более 1000 цветов,
  • убрать яркие цвета вокруг открытого документа, на котором будет проводиться калибровка (например, изменить обои на рабочем столе с ярких на приглушенные серые);
  • использовать средство калибровки, предназначенное для вашей операционной системы (служебная программа Windows, «Калибровка» Mac OS или другие совместимые программы).

Калибровать монитор желательно один раз в месяц.

Как избежать расхождения цветов на мониторе и в тираже?

Готовить макет сразу в цветовой модели CMYK — оптимальный вариант. Если такой возможности нет, попросите дизайнера типографии проверить макет.

Но даже при подготовке макета в CMYK нет гарантии абсолютного попадания в оттенки на мониторе. Если попасть в нужный оттенок критично, делают цветопробу и по ее результатам изменяют параметры макета и печати.
Made on
Tilda